О гобелене
информация об истории гобелена , шпалер, техниках работы
Гобелен (фр. gobelin) — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).
В Брокгаузе и Ефроне гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».
Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке. В 1662 году во Франции была открыта королевская мануфактура братьев Гобеленов, которая объединила все шпалерные мастерские Парижа. Так возникло первое промышленное производство шпалер. Родоначальник этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен, прибыв в царствование французского короля Франциска I из Реймса в Париж, основал неподалеку от этого города, на ручье Бьевр (Biеvre), красильню для шерсти. Его наследники в XVI веке продолжали содержать это заведение и прибавили к нему ковровую ткацкую вроде тех, какими славилась тогда Фландрия.
По представлению великого Кольбера, Людовик XIV купил красильню и ткацкую в казну, наделил их статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием и создал, таким образом, «Королевскую гобеленовскую мануфактуру», произведения которой, вследствие своей дороговизны, шли почти исключительно на убранство королевских дворцов и на подарки, и лишь в редких случаях поступали в продажу. Несмотря на значительность расходов, требовавшихся на содержание мануфактуры и не вознаграждавшихся никаким доходом, она продолжала существовать при всех сменявшихся с тех пор правительствах Франции и существует до настоящего времени, как художественное учреждение, составляющее гордость этой страны.
С того времени для обозначения настенных ковров вошло в обиход слово «гобелен». По сути гобелен — то же самое, что шпалера, но первоначально гобеленами называли лишь те ковры, которые были созданы во Франции на королевской мануфактуре братьев Гобеленов. Отличительным знаком таких ковров служит вытканная по углам или в центре у верхнего края королевская лилия — символ королевской мануфактуры.
Первоначально гобелены, тканые безворсовые ковры, назывались шпалерами.
Шпалеры, которые ткали во Франции, в Турени, во второй половине XV — начале XVI веков, называют мильфлёрами. Это слово происходит от французского «de mille fleures», что означает «тысяча цветов».
На индигово-зеленом или красном фоне мильфлеров рассыпано множество растущих или срезанных букетиков, цветов и ягод со всех концов света. Цветочный фон оказался удобным для многих сюжетов: аллегорических, библейских, античных, взятых из средневековой литературы и обычной жизни.
Уровень ткачества мильфлеров очень разный: от примитивных, грубоватых шпалер странствующих ткачей до виртуозно выполненных в специальных мастерских произведений. На французской шпалере изображались аллегорические сюжеты, сцены из сельской жизни и жизни господ, отдельные фигуры юношей и дев, животных и птиц. Происхождение мильфлер связано со старинным французским обычаем украшать стены занавесками с приколотыми к ним живыми цветами.
К мильфлерам можно отнести состоящую из пяти шпалер уникальную серию «Аллегория чувств» (начало 16 века), которая находится в настоящее время в Музее Клюни во Франции. Серия была изготовлена в луарских мастерских, предположительно в провинции Турень. Кроме Франции, шпалеры в такой технике также изготовлялись в Нидерландах.
Шпалеры (нем. Spalier, от итал. spalliera), стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утка (шерсть, шёлк, иногда металлич. золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для шпалер рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани). В зависимости от типа станка различаются 2 вида шпалер: готлис — вытканы на станках с вертикальным креплением основы и баслис — на горизонтальных станках. Моделью для шпалеры служит картон — живописный эскиз в размере ковра.
Производство шпалер возникло в Западной Европе в 12-13 вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые шпалерыпредставляют собой образцы монументально-декоративного искусства [«Анжерский апокалипсис» — 7 огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, ок. 1380, мастерская Никола Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; 6 ковров аллегорической серии «Дама с единорогом», кон. 15 — нач. 16 вв. (Париж, Музей Клюни), относящиеся к типу «мильфлёров» — шпалер с фоном, сплошь затканным кустиками цветов].
Основные центры средневекового шпалерного ткачества — Париж, Аррас, Турне, с конца 15 в. — Брюссель, где в начале 16 в. была исполнена для Ватикана серия «Деяния апостолов» по картонам Рафаэля, в 17 в. — серии шпалер по картонам П. П. Рубенса. С середины 17 в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне). Излюбленные темы шпалер 17-18 вв.- мифология, и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи («вердюры»). В 18-19 вв. шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведёт к утрате достоинств, присущих старой шпалере. Декоративные принципы шпалеры возрождаются в середине 20 в. в творчестве Ж. Люрса и др.
Таписсерия — древнее искусство. Если вы скажете «гобелен» во Франции, вас просто не поймут, в Европе это искусство называется именно таписсерией. Самые первые сюжеты — библейские. Кстати, на гениальной росписи Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» за спинами у Христа и его учеников — таписсерия.
Сегодня под этим словом понимают как настенный ковер, выполненный в традиционной технике гладкого ручного ткачества, когда нити основы не видны, так и экспериментальный художественный текстиль. Особенно ценятся таписсерии, выполненные из так называемого кипрского золота, в котором обычные льняные нити обвивались золотой или серебряной проволокой. Возникают эффекты, близкие к тем, что характерны для византийских мозаик, где кусочки смальты создают живое мерцание красочной поверхности. И сегодня это вполне возможно сделать, вопрос в цене.
Многие знаменитые художники рисовали эскизы для гобеленов. Например, папа Лев X поручил Рафаэлю изготовить эскиз для серии таписсерий «Деяния апостолов», Питер-Пауль Рубенс выполнял заказ Марии Медичи по оформлению таписсериями ее парижского дворца на тему «История Константина». В ХХ веке многие гобелены выполнены по эскизам Ле Корбюзье, Анри Матисса, Хуана Миро, Жана Люрса и др. И сегодня таписсерии украшает европейские дворцы: недавно по заказу королевы Дании была выполнена серия гобеленов, посвященная тысячелетию датского королевства, «От викингов до наших дней».
Искусство изготовления гобеленов (шпалер) имеет древнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера, но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте. Древнейшими сохранившимися до нашего времени шпалерами являются коптские ткани (одежда, фрагменты мебельной обивки или обоев из египетских захоронений III-XII веков), связывающие античность и средние века. Коптские ткачи развили технику шпалер, введя в употребление некоторые приемы, использующиеся и сегодня.
Самые ранние европейские шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках панно не только украшали помещения, но и помогали сохранить тепло.
На протяжении веков техника гобелена изменялась. Созданная переплетением нитей основы и разноцветных нитей рисунка, полностью скрывающих нити основы, шпалера изготавливается на высоком или низком станке.
Различие между этими двумя техниками заключается в основном в расположении нитей основы, горизонтальном на низком станке и вертикальном на высоком. Это связано с определенным устройством станков и требует характерных движений при работе. Но в обоих случаях ткань ткачи располагают одними и теми же средствами для выражения на ткани рисунка объема рельефа и изменения тонов.
Основные из этих приемов - это сопоставление, как в мозаике, цветовых пятен; чередование нитей разных цветов для передачи постепенного изменения тона или рельефности. Ткач пропускает нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань.
Таким образом, шпалера не является ни канвой, ни вышивкой. Но она не является и уникальным изделием, поскольку по одному эскизу можно выткать несколько экземпляров, хотя и каждый раз разных.
Картон или "большой шаблон" ("grand patron") по средневековой терминологии - это модель шпалеры в натуральную величину. Он является отправной точкой для всякой шпалеры.
Можно выделить следующие виды картонов:
- картон, созданный по образцу, в качестве которого может выступать книжная миниатюра;
- рисунок;
- произведение монументальной живописи;
- картина;
- оригинальный картон, исполненный самим художником.
Начиная с "Деяний Апостолов" Рафаэля, шпалеры полностью подчиняются живописи. Художник создавал эскиз, исполненный по "малому шаблону", который был приближен к существующему произведению искусства (так, например, работал Лебрен для мануфактуры Гобеленов).
Также можно назвать эскизы Буше из Музея изящных искусств в Безансоне, по которым Дюмон исполнил картоны для китайских шпалер.
В XV в. ткач определял цвет шпалеры, используя яркие красители растительного и животного происхождения. В наше время картоны могут быть исполнены маслом или гуашью на бумаге.
XIV век
Заметный подъем искусства шпалеры наступает во второй половине XIV столетия в Париже и Appace, затем в Турне и Брюсселе, хотя происхождение того или иного произведения из-за отсутствием архивных сведений не всегда известно.
На смену шпалерам с геометрическим рисунком, геральдическими мотивами или лиственными узорами приходят шпалеры на исторические темы.
Ярким примером является гобелен "Condottiere", созданный примерно в 1330 году. На панно представлен капитан Гуидо Ричио де Фоглиано после одержанной победы над замками Монтемаси и Сазафорте.
С XIV века слава Арраса становится столь большой, что спустя два века выражение "Арраское сукно" является синонимом шпалеры. Фактически после упадка парижской школы Аррас занимает главенствующее положение в производстве шпалер вплоть до XV века.
Иногда трудно отличить арраские шпалеры от шпалер из Турне, а характерное для эпохи обилие тем и фигур сильно отличается от строгости композиций предшествующего столетия.
XV век
В XV столетии самые значительные шпалеры создаются в мастерских Брюсселя.
Среди группы шпалер, созданных в разных центрах и относящихся к типу "тысячи цветов", следует отметить "Даму с единорогом" (Париж, музей Клуни), авторство которой недавно приписано одному из учеников Вюлькопа, являющегося также автором картонов к "Охоте на единорога" (Нью-Йорк, музей Клуатры).
В последней четверти XV в. брюссельские ткачи создают исключительную по своей тонкости и кропотливости шпалеру "Три коронования" (Сане, собор), в которой заметна все большая зависимость искусства шпалеры от живописи, в частности, влияние Мемлинга и Клентина Массейса.
Ведущее положение по-прежнему сохраняет Брюссель.
XVI век
Страстный любитель шпалер Франциск I приобрел в Брюсселе ряд произведений. Позже около 1540 года король перевел парижских ткачей в Фонтенбло, где они делали шпалеры для галереи Франциска I (Вена, Музей истории искусств).
Эти мастерские существовали достаточно эфемерно. Они возникли исключительно по приказу короля, который пожелал полностью воспроизвести галерею с 1534 года, украшавшуюся Россо и Приматиччо.
Росписи Приматиччо вдохновили Жана Кузена на создание шпалер, для которых он в 1544 году сделал картоны (над шпалерами работали два парижских ткача Пьер Бласс Младший и Жак Ланглуа). Вскоре в 1551 году Генрих II создает мастерскую в госпитале Ла Трините на улице Сен-Дени в Париже. Ей приписываются шпалеры "История Дианы" (в 1550-е замок Ане; Руан, Музей древностей; Нью-Йорк, музей Метрополитен), исполненные для замка Ане, возможно, по картонам Луки Пенни.
Однако в настоящее время этой мастерской могут быть с уверенностью приписаны лишь два фрагмента "Жизни Христа" по картонам Лерамбера (Париж): "голова Св. Петра" (Париж, музей Клуни) и "голова Христа" (Париж, Музей Гобеленов).
Фрагменты арабесок "Флора" (Париж, Мобилье Насьональ), возможно, созданные в Ла Трините, отмечены влиянием "Книги гротесков" (1566) Жака Андруэ Дюсерсо, в которой в несколько "вульгаризированном" виде представлены росписи в Фонтенбло и которая стала еще одним источником искусства шпалер. Зачастую шпалеры создаются по заказу знатных вельмож, например, "Depart de chasse", "Pastorale", "Fato Prudentia Minor" (1530), "Royal arms of England" (1539). Заслуга в организации шпалерных мастерских в Париже принадлежит Генриху IV.
В 1597 году была основана мастерская в доме иезуитов на улице Сент-Антуан. Руководимая Жираром Лораном, к которому присоединился перешедший из Ла Трините Морис Дюбо, она вскоре была переведена в галерею Лувра. Одной из первых работ этой мастерской была "История Дианы" (Париж, Мобилье Насьональ).
XVII век
Желая обновить слишком часто повторяющиеся сюжеты, Людовик XIII в 1622 году заказал Рубенсу "Историю Константина". Первый экземпляр шпалер (Филадельфия, Музей искусства), которые имели значительный успех, был в 1625 году подарен королем кардиналу Барберини, который в свою очередь поручил французскому ткачу Жаку де Ла Ривьеру управление римскими мастерскими, работавшими по эскизам Пьетро да Картоны Пуссена ("История Сципиона") и Романелли ("Жизнь и смерть Христа").
Важной датой в истории шпалер стал 1627 год, когда из Италии по приказу короля вернулся Симон Вуэ. Вуэ устроил на мануфактуре Гобеленов настоящую мастерскую, в которой шпалеры изготовлялись по его рисункам и картонам.
Продукция парижских мастерских была очень значительна и высокого качества. В различных парижских мастерских, часто работавших по одним и тем же картонам, изготовлялись шпалеры "Психея" (Париж, Мобилье Насьональ), первоначально созданные в Брюсселе для Франциска I.
В 1662 году Кольбер решил объединить в одну мануфактуру Гобеленов разбросанные по Парижу мастерские. Его целью было создание художественных произведений, способных конкурировать с продукцией соседних стран. Таким образом, это экономическое предприятие стало началом обновления искусства шпалеры во Франции.
Королевская мануфактура Гобеленов ("Gobelins") в Париже играла исключительно важную роль в развитии декоративного искусства XVII-XVIII вв., а ее история была тесно связана с историей французской живописи.
XVIII век
Мануфактура в Бове становится известной во всей Европе. Расцвет мануфактуры, основанной в 1664 году, связан с именем Ф. Беагля, возглавившего ее в 1684 году. В начале XVIII века здесь работали Удри и Франсуа Буше, а во второй половине столетия - Лепренс Казанова и Юэ. В этот период создаются гобелены по картонам Франсуа Буше "Le Nid" ("Гнездо"), "Le Galant Berger" ("Галантный пастушок"), которые сейчас храняться в Лувре, Париж.
В XVIII веке в Испании работала мануфактура Санта-Барбары, основанная Филиппом V Бурбоном. Среди первых ее работ следует упомянуть шпалеры, заказанные королем Уассу ("Телемах") и Андреа Прокаччини ("История Дон Кихота"). После смерти этих двух художников наступил период упадка мануфактуры, длившийся вплоть до середины XVIII в.
Подлинную известность мастерские Санта-Барбары приобрели в последней четверти XVIII века, когда в качестве художника здесь работал Гойя. В период с 1774 по 1791 год он написал 45 картин, служивших шаблонами для шпалер, которые предназначались для украшения королевских дворцов. Эти картины изображают сцены из жизни Мадрида.
В Россию в1716 году по приглашению Петра I в Санкт-Петербург прибыли французские мастера по плетению гобеленов, основавшие первое в России Петербургское гобеленовое ателье. В Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859), одна из первых работ которой-«Полтавская баталия» по картону Л. Каравака (Эрмитаж, Ленинград). Расцвет деятельности мануфактуры — 2-я половина 18 — начало 19 вв. В русских шпалерах эпохи классицизма ярко выражено декоративное начало, многие из них были органично связаны с архитектурой интерьеров («Диана» и «Сатурн» из т. н. «Гурьевского гарнитура», 1805-06, музеи в Павловске и Гатчине). Основные собрания шпалер в РФ сосредоточены в Эрмитаже (Санкт-Петербург), в Русском музее (Санкт-Петербург) и в музеях Московского Кремля.
XIX век
В XIX в. крупные мастерские остались только во Франции (мануфакуры Гобеленов и Бове). Тем не менее, следует отметить несколько событий в истории шпалеры.
Так, в Англии в 1861 Уильям Моррис основал мануфактуру, которая работала вплоть до 1940 года. Моррис и художники-прерафаэлиты, в частности, Эдвард Берн-Джонc стремились освободить шпалеру от ее подчинения живописи (вернуть ограниченный набор цветов, отказаться от перспективы). Их идеи оказали заметное влияние на развитие гобелена в некоторых странах Европы. Так, в Норвегии с 1890 года шпалеры производятся по эскизам таких художников, как Фрида Хансен и Геранд Мунте, которые возвращаются к растительным красителям.
В этот период создаются такие произведения, как "Flora" (1885), "Tree of Life", "Fox and Pheasants" (1888).
XX век
ХХ век стал веком нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. Картоны для гобеленов создавали такие художники, как Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский.
Во Франции после Аристида Майоля, который также использовал натуральные красители, Мариус Мартен, директор Национальной школы декоративного искусства в Абюссоне, стремился ввести ограничения на цвета и возвращение к декоративному стилю.
Но несомненно возрождение искусства шпалеры связано с именем Жана Люрса - знаменитого французского художника и мастера декоративного искусства.
Решающую роль сыграло знакомство Люрса с мастерами из Абюссона. Частные мастерские, получившие некогда стараниями Кольбера звание "Королевские мануфактуры в Абюссоне", долгое время испытывали нужду в оригинальных и качественных картонах.
По инициативе Мари Кутголи мастерские Абюссона исполнили шпалеру по картону Жоржа Руо «Цветы зла» (1928), а затем (1932) по картинам известных художников Леже, Матисса, Пикассо, Дюфи.
Тогда же Мари Куттоли обратилась к Жану Люрса, который в 1932 году предложил свой первый эскиз для Абюссона «Гроза». Этот опыт возродил интерес к шпалере.
В 1936 году национальные мануфактуры заказали Люрса новые работы.
Признавая за современной шпалерой независимость от живописи, что должно возвратить ее большому искусству, как это было в средние века, Люрса считал шпалеру монументальным искусством. Это мнение разделял и Ле Корбюзье который будет говорить о "шерстяной стене". Среди его значительных работ следует особо отметить "Апокалипсис" для капеллы в Асси и "Песнь мира" (Анжер, музей шпалер).
После Люрса свой вклад в развитие искусства шпалеры внесло целое поколение художников: Громер, Пикар, Леду. В 1946 для мануфактуры в Бове Матисс исполнил картон "Полинезия" (Париж, Мобилье Насьональ).
С тех пор в этой области работали такие живописцы, скульпторы и архитекторы, как Пикассо, Брак, Шагал. Благодаря Люрса в 1960-е годы в Лозанне была создана международная Выставка шпалер, которая должна была представить все практические поиски и определить взаимосвязь шпалеры и живописи.
XXI век
Распространенный стиль Hi-tech продолжил историю гобелена. Современные художники стараются создать нейтральные изображения, которые способны вписаться в любой интерьер. Пусть художественная ценность современных гобеленов промышленного производства несопоставима с копиями старинных шпалер, но приятно осознавать, что в помещениях, оформленных в жестких и минималистических тенденциях, находится место яркому текстильному пятну.
История гобелена не заканчивается…