Древнейшие гобелены

Искусство изготовления гобеленов (шпалер) имеет древнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера, но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте

 

Древнейшими сохранившимися до нашего времени шпалерами являются коптские ткани (одежда, фрагменты мебельной обивки или обоев из египетских захоронений III-XII веков), связывающие античность и средние века. Коптские ткачи развили технику шпалер, введя в употребление некоторые приемы, использующиеся и сегодня.

 

 Коптские ткани

Древние греки называли жителей страны фараонов "айгип-тос"; то есть египтяне. Арабы, подчинившие Египет в середине VII века, переиначили на свой лад это греческое слово. Они стали именовать египтян, большинство из которых исповедовало христианство, "кобтами". Отсюда - "копты", так называли жителей долины Нила, и "коптский" для обозначения языка, культуры и искусства древнего народа.

Коптское искусство охватывает IV-XII века. Впитав в себя художественное наследие Древнего Египта, Греции, Рима, Сирии, оно превратилось в своеобразный сплав языческих и христианских представлений.

Самая известная область этого искусства-ткачество. Мастера использовали разные материалы: коноплю, хлопок, шелк, но чаще - лен и шерсть. Прочные льняные нити служили основой, а легко поддающиеся окраске шерстяные - утком. Комбинируя нити разных цветов, ткачи создавали разные изображения. Они применяли все известные в то время техники: гобеленную, петельчатое плетение, вышивки, брошэ, набойку, резерваж.


Из тканей делали одежду, покрывала, занавесы и предметы разнообразного назначения. Открыли коптские ткани сто лет назад, раскапывая христианские захоронения в египетских селениях: Ахмиме, Фаюме, Саккаре и других местах. В музейных и частных собраниях мира хранится до 150 тысяч фрагментов коптских тканей. В России самой крупной коллекцией,более трех тысяч образцов, обладает Государственный Эрмитаж.

В ранних тканях сильны эллинистические традиции. Особенно популярными были античные сюжеты и мифологические персонажи. Об этом можно судить хотя бы по наплечному многокрасочному медальону IV века с погрудным изображением молодой женщины. Греческие буквы, вытканные на лия. Этот образец ткани, несомненно, восходит к живописному оригиналу, не дошедшему до нашего времени. Использование нитей более двадцати оттенков позволило мастеру добиться тончайшей градации цветов. Отличаясь высокими художественными дос-тоинствами, этот памятник интересен удачным соединением древнеегипетских и эллинистических элементов.

Из олимпийских богов коптские ткачи отдавали предпочтение Дионису. Бога веселья представляли одного или с пляшущими, музицирующими и поющими сатирами, менадами, Паном, Селеном. Полна скрытой символики сцена на многокрасочной круглой вставке IV-V веков. В ветвях виноградной лозы, вырастающей из вазы, стоит, скрестив ноги и подняв вверх руки, Дионис в наброшенном на плечи плаще. Здесь же олени, птицы и пантера. На белом фоне яркие пурпурные силуэты с вкраплениями красного, розового, зеленого и желтого цветов. Одним из самых популярных античных героев у коптов был Геракл. Его изображения встречаются в скульптуре, поделках из металла, кости, особенно много - на тканях. Интересна среди них пурпурная прямоугольная вставка V века. В центре ее вытканы Дионис и Ариадна на колеснице, влекомой пантерами. Их сопровождает Геракл с палицей на плече. На бордюре вставки представлено двенадцать подвигов легендарного героя, порядок расположения которых от левого верхнего угла вниз следующий: удушение Немейского льва, поединок с царицей амазонок Ипполитой, поимка Керинейской лани, борьба с Лернейской гидрой, охота на Стимфалийских птиц, метавших железные перья, укрощение могучих коней Диомеда, покорение Кербера - трехголового пса- стража подземного царства, расправа с коварным египетским царем Бусирисом, схватка с Критским быком, очистка Авгиевых конюшен, демонстрация Эриманфского вепря царю Эврисфею, трусливо спрятавшемуся в кувшине, и, наконец,- добыча молодильных яблок в саду Гесперид. Небольшие по размерам фигурки довольно условны, но им нельзя отказать в образной выразительности и динамичности

Любим был коптскими ткачами и сказочный певец Орфей. В этом герое воплощались представления древних о возвышающей, облагораживающей силе искусства. Его музыка воздействовала не только на людей, но и на животных, птиц, деревья и камни. На пурпурной вставке-медальоне V-VI веков представлен легендарный певец. На его голове фригийский колпачок, в руках - лира. Вокруг завороженные игрой бог лесов и полей Пан, кентавр, пан-тера, верблюд, грифон, лев, кабан, заяц и разные птицы. Ясный линейный ритм и четкие силуэты определяют запоминающийся образ. Но ткачи не ограничивались только изображением персонажей античной мифологии. В их работах много и представителей животного, растительного, фантастического миров, встречаются и сцены повседневной жизни. Одна из них - на парных вставках-кругах V-VI веков выполнена вышивкой. Скорее всего памятник происходит из Александрии. На нем представлен мальчик, играюший с собакой. Незамысловатый сюжет проникнут беззаботностью и радостным восприятием жизни. Часто сюжетом для коптских тканей служили сцены охоты. На круглой многокрасочной вставке IV века мы видим эпизод охоты на медведя. В круглящиеся листья аканфа удачно вписана фигура животного. Ткач выразительно передал кульминационный момент схватки человека со зверем, когда пронзенный дротиком медведь теряет силы.

 

Прекрасная ткань III - IV веков с изображением богини случая и судьбы Тихэ (римской Фортуны), почитавшейся как покровительница Александрии, Антиохии и других эллинистических городов. В центре квадратного медальона выткана изящно склоненная, редкого обаяния голова богини с венчающими ее атрибутами: оборонительной городской стеной с башнями. Ткань отличается гармоничностью цветового решения, Формы трактованы сочно и переданы моделировкой, с проработанными тонкими штрихами деталями. Живописно и с артистической свободой положены темные линии контура лица и шеи. Несомненно, образцом для этой ткани служил живописный оригинал.

Погрудное изображение божества реки Нил с венком из длинных листьев водяных растений воплощено в облике могучего мужчины с атлетически развитыми плечами. Светлые блики на лице, груди, руке придают фигуре особую рельефность. Энергичный поворот головы, экспрессивный взгляд широко раскрытых глаз делают образ полным энергии и динамики. Четко обведенные темной линией глаза, жесткий рисунок овала лица, что также характерно для портретной живописи III века.

Нил-коптская ткань,  4в.    Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина

коптская ткань IV-VIвв.    Москва,  ГМИИ им. А.С. Пушкина

 1.Брак Афродиты и Гефеста, коптско-арабский Период, 7-ой-8в. Лувр.   

2.Приседающая Афродита. Лен и шерстяная вышивка. Коптский Египет, 3-4в.

1.  Коптская ткань с изображением Диониса и Ариадны   4-6 в

2   Коптская ткань с изображением сцены рождения Афродиты  4-6в

Сохранившиеся фрагменты коптских тканей 4-6в.

С утверждением христианства изменилась образная система коптских тканей. Все чаще в них воспроизводятся сюжеты христианской истории, появляется мотив креста - символа новой веры. В связи с этим претерпевает изменения и характер самих изображений. Рисунок становится схематичным, яркие цвета сопоставляются друг с другом, сюжетные коллизии приобретают незамысловатый характер. Эти качества в полной мере преобладают на медальоне VII-VIII веков с эпизодами истории Иосифа Прекрасного. Суть ее такова: у старца Иакова было двенадцать сыновей, старшие пасли овец далеко от дома, отец послал младшего Иосифа навестить их, но завистливые братья бросили юношу в колодец, потом продали купцам-арабам, а те перепродали его начальнику стражи фараона Потифару. На дальнейшей, полной превратностей судьбе Иосифа мы не останавливаемся, поскольку на коптских тканях (а их более полусотни) иллюстрируются только отмеченные нами события.

Коптские ткани создавались на протяжении почти тысячи лет. Через образы античной и христианской мифологии, воплощенные в этих замечательных памятниках, мы имеем возможность познакомиться с художественными вкусами народа, жившего в далекую эпоху, представить уровень развития искусства Египта того времени.


По материалам журнала "Юный художник".4, 1986г.  и сайтов  artyx.ru . touregypt. net. .kunstpedia.com .

Конструктор сайтов - uCoz